Нижний Новгород, ул. Тимирязева 35
Санкт-Петербург, ул.Большая Конюшенная 27 офис 208
Нижний Новгород, ул. Тимирязева 35
Санкт-Петербург, ул.Большая Конюшенная 27 офис 208
На левом берегу канала Грибоедова возвышаются нарядные главы церкви Воскресения Христова, названной в народе Спасом-на-Крови.
Храм был возведен на том месте, где 1 марта 1881 года бомба народовольца Гриневицкого смертельно ранила «царя-освободителя» Александра II. Место на бровке тротуара, где взорвалась бомба, включено в интерьер церкви.
Мемориальный характер храма-памятника выявлен и во внешнем облике. Тексты на каменных плитах цокольной части здания напоминают о событиях царствования Александра II. Место трагического события осенено на западном фасаде «Распятием», исполненным по эскизам А.А.Парланда.
По обе стороны от «Распятия» помещены образа Святых Зосимы Соловецкого и Евдокии, дни поминовения которых совпадают с датами рождения и кончины императора. Выше расположена мозаика «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном»-по эскизу выдающегося живописца М.В.Нестерова.
Храм был построен в 1883-1907 годы по проекту архитектора А.А.Парланда, с учетом пожелания императора Александра III-«… в стиле времен московских царей XVI-XVII веков». Именно поэтому Спас-на-Крови, особенно издалека, напоминает очертанием цветных глав Храм Василия блаженного на Красной площади в Москве, который был возведен как раз в XVI столетии. Но это сходство лишь отдаленное.
Церковь Воскресения Христова на канале Грибоедова возводилась на рубеже XIX-XX веков с применением самых современных строительных материалов и имеет совсем иной облик и пространственное решение. Большая роль в композиции храма отведена мозаике.
Мозаичные композиции украшают не только фасады храма, но и его интерьер. Общая площадь мозаичных панно на фасаде более 400 метров квадратных, а в интерьерах она достигла 6.5 тысяч квадратных метров. В создании мозаичных панно приняли участие известные художники рубежа XIX-XX веков.
Самые крупные мозаичные панно фасадов размещены в кокошниках: северный, обращенный в сторону Невы фасад – «Воскресение Христово» (эскиз Нестерова), а в противоположном южном, «Христос во Славе» (Кошелев). В тимпанах остроконечных щипцов крыльев «Несение креста», «Распятие», «Снятие с креста», «Сошествие во ад» (Васнецов). Он же автор эскизов образов для иконостаса «Спас-на-троне», «Богоматерь с младенцем». Оригиналы для мозаик так же исполнены Рябушкиным, Беляевым, Бруни и др. Мозаики набирались в мастерской Академии художеств (она была возрождена еще при оформлении Исаакиевского собора), а так же в частной мозаичной мастерской Фроловых.
Строительству храма предшествовал конкурс проектов (1881 г.), выполненных в разных эклектических стилях. Но ни один из них не получил одобрения императора Александра III.
Император высказал пожелание, чтобы храм был построен «в чисто русском вкусе». Победителем второго конкурса (1882 год) был признан А.А.Парланд, с которым сотрудничал архимандрит Игнатий (в миру-Малышев) настоятель Троицко-Сергиевой пустыни под Петербургом.
Заложен храм был в 1883 году, спустя 14 лет на центральный шатер храма высотой 81 метр, водрузили крест. Спас–на-Крови служит ярким примером архитектурной эклектики конца XIX века. Перегруженность декорацией, компенсируется использованием высококачественных строительных материалов. Цоколь храма облицован гранитом, добытым на острове Германа в Ладожском озере, а так же эстляндским мрамором.
В облицовке стен использовался высококачественный кирпич специального изготовления. Многочисленные цветные элементы сделаны в виде керамических изразцовых вставок. Купола покрыты позолоченными и эмалированными медными листами.
Во внутренней отделке применялись разноцветные итальянские мраморы и русские самоцветы. Из мрамора выполнен, спроектированный А.А.Парландом иконостас.
Под колокольней размещены звено ограды и участок каменной мостовой, обагренный кровью императора.
Это скорбное место выделено в интерьере шатровой сенью на четырех колонках из серо-фиолетовой яшмы. В ее изготавлении приняли участие мастера-камнерезы Петергофской, Колыванской и Екатеринбургской гранильных фабрик. С храмом функционально связана часовня-ризница, стоящая по другую сторону проезда.
В 1930 году храм был закрыт и даже намечался его снос. В 1970 году он получил статус филиала памятника-музея «Исаакиевский собор». Тогда же началась реставрация храма.
С середины 1990-х храм стал доступен для посетителей, как Музей мозаичного монументального искусства. В 2004 году храм был вновь освящен, сегодня здесь проводятся редкие торжественные службы. Символична высота Спаса-на-Крови - 81 метр, что связано с мемориальным характером даты-1881 год. Площадь перед храмом отмечена оградой, выполненной по эскизам А.Парланда в стиле модерн. Ограда считается шедевром литейного мастерства начала XX века.