Экскурсии в Государственный музей-заповедник «Павловск»
Экскурсии в Государственный музей-заповедник «Павловск»
Экскурсии в Государственный музей-заповедник «Павловск»
Экскурсии в Государственный музей-заповедник «Павловск»
Экскурсии для школьников
Местоположение: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20
Экскурсии для школьников

Дворцово-парковый ансамбль Павловска, созданный в эпоху расцвета русского классицизма конца XVIII – начала XIX вв. – памятник культурного наследия, находящийся под защитой ЮНЕСКО.
С 1780 года начаты большие работы по возведению большого каменного дворца для великокняжеского семейства по проекту Чарльза Камерона, приглашенного Екатериной II в Россию. Знаток античности, автор книги «Термы римлян», Камерон был страстным поклонником итальянского архитектора и теоретика архитектуры XVI века Андреа Палладио. Большой дворец в Павловске он задумал по образцу палладианской виллы. Центральный трехэтажный корпус увенчан пологим куполом, окруженным колоннадой. К нему примыкают открытые полуциркульные галереи, которые завершались полутораэтажными служебными корпусами. В то же время он поставил дворец на холме над рекой, в которой отражается западный фасад, а к восточному ведет Тройная липовая аллея – элементы ландшафтной архитектуры, более характерные для русской усадьбы.

Первый камень в основание дворца был положен в мае 1782 года, когда владельцы Павловска Павел Петрович и Мария Федоровна под именем графа и графини Северных путешествовали по Европе. Наряду с официальными приемами, они знакомились с памятниками истории и культуры, посещали мастерские прославленных художников и ремесленников. Италия открыла им цивилизации Древнего Рима, Франция поразила их высочайшим уровнем художественной промышленности, Австрия – музыкальной культурой. Все это не только расширяло кругозор путешественников, но и способствовало формированию высокого вкуса, который и отразился в убранстве Павловского дворца. Павел Петрович с супругой покупали и заказывали картины и статуи, фарфор и бронзу, ткани и мебель у лучших мастеров и на знаменитых мануфактурах. Европейские монархи вручали наследнику русского престола щедрые подарки. Эти первоклассные произведения искусства, прибывая в Павловск в течение 1783-1784 годов, подсказывали архитекторам характер декоративного решения интерьеров еще в стадии строительства. Это было исключительным случаем в мировой архитектуре того времени. Благодаря этим обстоятельствам Павловск стал воплощением удивительного синтеза и гармонии архитектурного декора и предметов убранства.

Когда началась война, в Павловске приступили к работе по упаковке художественных ценностей и отправке их в эвакуацию. В годы войны коллекции Павловска хранились в г. Сарапуле Удмуртской АССР в здании Краеведческого музея, в Новосибирске в здании Оперного театра, а также в Исаакиевском соборе в Ленинграде. 17 сентября 1941 года фашисты вошли в Павловск, оккупация длилась по 24 января 1944 года. Во дворце размещались штаб гестапо, казармы, офицерский госпиталь, территорию вокруг дворца превратили в запретную зону. В Павловском парке было вырублено 70 тысяч деревьев, взорваны мосты, уничтожена мелиоративная система, изуродована траншеями сеть дорог, повреждены павильоны, а в январе 1944 года при отступлении фашистов Павловский дворец сильно пострадал от пожара.

Работы по возрождению Павловска начались сразу после его освобождения по инициативе А.И. Зеленовой, назначенной директором Павловского дворца-музея и парка в августе 1941 года. Именно ею была впервые создана научная методика реставрации памятников архитектуры, которая и была осуществлена в Павловске. Кроме этого проводились большие научно-исследовательские работы, которые и дали возможность с полной достоверностью разработать проекты восстановления архитектурно-художественной отделки фасадов и интерьеров дворца. Открытие залов происходило поэтапно: в 1957, 1958, 1960, 1963, 1965, 1967, 1970 и 1977 году, когда основные работы по реставрации считались законченными. Спасенные коллекции заняли свои исторические места. В парке шла работа по восстановлению зеленого массива. Павловск стал школой отечественной реставрации и первым пригородным дворцово-парковым ансамблем, возрожденным после Великой Отечественной войны. В декабре 1977 года Павловск отмечал свое двухсотлетие во всем блеске обновленной красоты. А.И. Зеленова была удостоена звания заслуженного работника культуры и награждена орденами Октябрьской революции и Знак Почета.

В 1972 году за высокие достижения в деле реставрации Павловского дворца-музея и парка группа из пяти сотрудников и реставраторов была удостоена Государственной премии РСФСР: Н.И. Громова, А.В. Трескин, Н.И. Мальцева, И.И. Калугин и П.Д. Никаноров. В 1986 году главному хранителю Павловского дворца-музея А.М. Кучумову была присуждена Ленинская премия СССР за научную концепцию музейной экспозиции Павловского дворца. В 1980 году Павловский дворец-музей и парк был награжден Орденом Знак Почета. В 1990 году Павловский дворцово-парковый ансамбль вошел в перечень компонентов объектов культурно-исторического всемирного наследия ЮНЕСКО не только по критериям целостности, цельности, подлинности и аутентичности, но и самостоятельной ценности, критерием которой явились научная методика и приемы реставрации и воссоздания.

В настоящее время Государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный музей-заповедник «Павловск» является одним из ведущих учреждений не только Санкт-Петербурга, но и Российской Федерации. Музей ведет активную работу по различным музейным направлениям: комплектование фондов, научно-исследовательская, научно-просветительская и научно-экспозиционная работа, культурно-массовая и просветительская работа с населением, особенно с детьми: в музее имеется детский творческий центр.

Есть вопросы? Закажите обратный звонок
Оставьте заявку, и мы свяжемся с вами в ближайшее время.
Нажимая кнопку "Заказать звонок", вы даете согласие на обработку персональных данных на условиях Политики конфиденциальности